- информационная модель логичности речи
- включает следующие компоненты: I. значение: одно из основных коммуникативных качеств речи;смысловое сцепление единиц языка в речи, соответствие законам логики и правильного мышления;II. формы логичности:1) предметная логичность;2) понятийная логичность;III. языковые уровни:1) лексико-семантический;2) морфологический;3) синтаксический;IV. условия реализации логичности:1) экстралингвистические:а) овладение логикой рассуждения;б) использование языковых средств в зависимости от ситуации общения;2) лингвистические:а) на уровне высказывания: непротиворечивое сочетание одного слова с другим;правильный порядок слов;б) на уровне связного текста: обозначение переходов от одной мысли к другой;правильное членение текста на абзацы;выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания;V. особенности функционирования языковых средств:1) актуальная связь в научных текстах;2) алогизмы в художественной речи, наряду с соблюдением логичности;VI. основные причины отклонения от логичности речи:1) искаженное моделирование в языке – речи реальной действительности;2) неумение пользоваться языковыми средствами на уровне лексики, морфологии, синтаксиса.Ошибки, нарушающие логичность речи:1) Ошибки, основанные на противоречии высказывания и экстралингвистических условий;2) нарушение логики рассуждения;3) неадекватное ситуации общения использование языковых средств.II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности речи:1) на уровне высказывания: противоречивое сочетание одного слова с другим;нарушение нормативного порядка слов, приводящее к алогизму, комическому эффекту и т.п.;неправильное членение текста на абзацы;выбор синтаксических структур, неадекватных характеру выражаемого содержания;отсутствие единого метода организации излагаемого материала. Образцы работы над ошибками: Индеец ехал на коне с голубыми перьями. (Нарушен нормативный порядок слов в словосочетании. Это приводит к двусмысленности и комическому эффекту. Нарушается логичность речи). – Индеец с голубыми перьями ехал на коне. Вот дунул ветер, и листья, потревоженные ветром, поднялись в воздух. И потом плавно опускаются на землю. (Отрывок не совсем верно расчленен на речевые отрезки. Их, вероятно, лучше соединить в одно сложносочиненное предложение, которое в большей степени соответствует плавному, спокойному характеру изложения в пейзажной зарисовке). - Вот дунул ветер, и листья, потревоженные ветром, поднимаются в воздух, а потом плавно опускаются на землю.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.